Осколок беспилотного летательного аппарата размером около 10-12 мм располагался в грудной клетке пациента в одном миллиметре от ствола легочной артерии и восходящей аорты, что потребовало от хирургов при выполнении операции филигранной точности и мультидисциплинарного подхода.
Пациент 49 лет поступил в НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского Минздрава России с минно-взрывной травмой и множественными проникающими ранениями. Мирный житель Курской области пострадал от взрыва беспилотного летательного аппарата на автозаправочной станции. Сразу после трагедии мужчина был доставлен в медицинское учреждение Курска, где при проведении диагностических исследований обнаружилось, что один из осколков взрывного устройства попал в грудную клетку слева, в область легочной артерии. Учитывая сложность ситуации, врачи Курска обратились за телемедицинской консультацией к специалистам НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского, после которой было принято решение незамедлительно направить пациента с жизнеугрожающим ранением в Москву. Мужчину срочно доставили в Центр хирургии имени А.В. Вишневского.
У поступившего пациента было опасное для жизни поражение левой плевральной полости с проникновением элемента боевого устройства в зону легочной артерии, что требовало экстренной операции. Врачи Центра приняли решение о проведении неотложного хирургического вмешательства.
Всем процессом в операционной руководил генеральный директор НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского, академик РАН Амиран Шотаевич Ревишвили.
Во время операции применялась комбинированная тактика: использовались рентгеновская установка и торакоскопическая визуализация. Однако решающим фактором при выборе эндоскопического метода хирургического вмешательства стал большой опыт проведения операций на сердце торакоскопическим доступом кардиохирургов Центра. С помощью торакоскопической техники, тонкой оптической трубки, которая вводится в грудную полость через небольшие проколы в грудной стенке, осколок был найден и удален. Металлический фрагмент боевого устройства не проник в легочную артерию, а находился в тканях тимуса. Осколок был размером больше 10 миллиметров, поэтому через стандартный торакоскопический порт диаметром 5 мм он не проходил, его пришлось удалять через торакоскопический порт 12 мм.
«Если внимательно посмотреть КТ-исследования, которые были сделаны перед операцией, то острый край металлического осколка был буквально в миллиметре от ствола легочной артерии. Можно назвать чудом то, что мужчина остался жив. Хочу поблагодарить все службы Центра, которые оперативно откликнулись и подготовили операционную к экстренному вмешательству в течение часа. Было два варианта проведения операции: обычно в таких ситуациях делается торакотомия, то есть вскрытие грудной клетки, но, учитывая опыт нашего Центра в торакоскопической аритмологии, операционная бригада под руководством заведующего отделением кардиохирургии №1 Егора Сергеевича Малышенко сделали так называемую закрытую операцию. Все прошло отлично, всем огромное спасибо», ─ поблагодарил коллектив генеральный директор Центра, академик РАН Амиран Шотаевич Ревишвили.
«Я заправлял машину, когда боковым зрением заметил дрон, затем был хлопок, всё зазвенело, заправка вспыхнула. Я дополз до машины, отогнал её, смог вылезти из машины и всё. Когда меня привезли в Центр хирургии, то врачи сразу провели обследования и сказали, что срочно нужна операция на сердце. Как я понял, меня и отправили сюда, потому что у нас там не делают такие сложные операции. Сейчас восстанавливаюсь, врачи относятся очень внимательно и добросовестно делают работу, за что им низкий поклон», ─ поделился пострадавший от взрыва БПЛА Вячеслав П.
В настоящее время пациент чувствует себя стабильно, ему предстоит пройти курс лечения ранений других частей тела.