Анонимные медицинские услуги

Анонимные медицинские услуги

ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России информирует о том, что не оказывает медицинские услуги на условиях анонимности.

В соответствии с действующим законодательством медицинская организация вправе принять пациента анонимно либо под вымышленным именем, в том числе в случаях, когда пациент отказывается предоставить паспортные данные, только при оказании платных медицинских услуг.

Анонимное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования застрахованным лицам законом не предусмотрено. При выборе медицинской организации в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в заявлении гражданина должны быть указаны паспортные данные либо, в предусмотренных законом случаях - данные иного документа, удостоверяющего личность, а также обязательно предъявление оригиналов указанных документов.

Следует учитывать, что, несмотря на законодательно закрепленную возможность анонимного оказания платных медицинских услуг, имеются противоречия между данными правомочиями и правовыми нормами, регламентирующими порядок заключения договоров на оказание платных медицинских услуг и получения информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

Договор о предоставлении платных медицинских услуг должен содержать фамилию, имя и отчество, адрес места жительства и телефон потребителя. Необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

Согласно позиции Росздравнадзора оформление информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство при оказании пациенту платных медицинских услуг без заполнения графы "Фамилия, имя, отчество" является недопустимым.

На основании изложенного вопрос о реальной возможности анонимного предоставления платных медицинских услуг представляется спорным

Согласно ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается.

Следовательно, сделка, совершенная пациентом (данном случае заключенный им договор) под чужим или вымышленным именем, может быть в зависимости от конкретной ситуации признана оспоримой или ничтожной, т.е. в любом случае у пациента возникают проблемы с доказыванием действительности заключенного им договора. Отмеченное обстоятельство лишает субъекта получения медицинской помощи возможности защитить свои права в случае некачественного оказания услуг. Ведь гражданин не сможет доказать, что договор был заключен именно с ним.

Действующее законодательство, регламентирующее оказание гражданам медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования, не предусматривает возможности анонимного оказания медицинской помощи застрахованным лицам, а также оказание медицинских услуг без предоставления паспортных данных.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться в виде документов как в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 44 Закона об ОМС).

Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н (далее - Порядок).

Согласно п. 4 Порядка для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации, которое, помимо прочего, содержит сведения о гражданине: Ф.И.О., пол, дата и место рождения, гражданство, адрес места регистрации и фактического проживания, данные документа, удостоверяющего личность (для граждан РФ в возрасте 14 лет и старше - паспорта гражданина РФ или временного удостоверения личности гражданина РФ, выдаваемого на период оформления паспорта), номер полиса ОМС и наименование страховой медицинской организации.

При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов:

1) для детей после государственной регистрации рождения и до четырнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации:

  • свидетельство о рождении;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
  • полис обязательного медицинского страхования ребенка;

2) для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше:

  • паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
  • полис обязательного медицинского страхования (п. 5 Порядка).

Из анализа приведенных НПА следует, что медицинские организации не вправе принять пациента анонимно или под вымышленным именем, а также без предоставления паспортных данных, если гражданин обратился за оказанием медицинской помощи в рамках программы ОМС. Аналогичный вывод сформулирован в письме Минздрава России от 09.06.2017 N 17-1/3717-1 <О возможности оформления документации при оказании платных медицинских услуг анонимно> (далее - письмо Минздрава России N 17-1/3717-1).

В то же время медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2 ч. 5 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее - Закон об охране здоровья; пп. "б" п. 7 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, далее - Правила предоставления платных медицинских услуг).

Для медицинских организаций, не участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Законом об охране здоровья запрета для оказания платных медицинских услуг анонимно не установлено (письмо Минздрава России N 17-1/3717-1).

Таким образом, согласно действующему законодательству, медицинская организация вправе принять пациента анонимно либо под вымышленным именем только при оказании платных медицинских услуг.

Предоставление паспортных данных при заключении договора об оказании платных медицинских услуг также не требуется (п. п. 16, 17 Правил предоставления платных медицинских услуг).

Однако необходимо помнить, что анонимность — это невозможность в общем порядке установить связь между конкретным гражданином и получаемой им услугой.

Возможность анонимного оказания медицинских услуг также предусмотрена рядом специальных НПА: ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"; п. п. 605, 606, 629, 632 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4; Положением об анонимном лечении в наркологических учреждениях и подразделениях, утв. Приказом Минздрава РФ от 23.08.1999 N 327 (далее - Положение об анонимном лечении).

В некоторых вышеуказанных НПА допускается прием пациентов не просто анонимно, но еще и под тем именем, которое укажет пациент (соответственно, имя может быть вымышленным). Так, согласно п. 2 Положения об анонимном лечении на обращающихся за анонимной медицинской помощью больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией заводится индивидуальная карта амбулаторного (стационарного) больного, в которой указываются названные больным фамилия, возраст и населенный пункт проживания без предъявления документа, удостоверяющего личность и место работы. При назначении амбулаторного лечения необходимые для этого лекарственные средства выписываются на рецептурных бланках установленной формы на указанную больным фамилию (п. 3 Положения об анонимном лечении).

Необходимо отметить, что несмотря на законодательно закрепленную возможность анонимного оказания платных медицинских услуг, имеются определенные противоречия между данными правомочиями и правовыми нормами, регламентирующими порядок заключения договоров на оказание платных медицинских услуг и получения информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

Так, в соответствии с п. п. 16, 17 Правил предоставления платных медицинских услуг договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме и должен содержать в том числе фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя) и заказчика - физического лица.

С учетом данных требований в юридической литературе указывалось, что полная анонимность на практике недостижима, и не вполне понятно, для чего введено понятие анонимности (И. Лопатка "Коллизии в соблюдении прав пациентов" // Московские аптеки. 2013. N 5).

Кроме того, необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство (ч. 1 ст. 20 Закона об охране здоровья).

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 7 ст. 20 Закона об охране здоровья).

Формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 8 ст. 20 Закона об охране здоровья), и все они содержат поля для заполнения Ф.И.О., года рождения пациента и адреса его регистрации.

Росздравнадзор считает неприемлемым анонимное оформление информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство в связи с возможностью выявления опасной для жизни пациента патологии (например, онкологической). В такой ситуации оповещение пациента о результатах медицинского исследования с учетом сохранения врачебной тайны, а также организация оказания необходимой медицинской помощи такому пациенту представляются невыполнимыми. Кроме того, Росздравнадзор обращает внимание на то, что в случаях, определенных ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья, предоставление составляющих врачебную тайну сведений без согласия гражданина или его законного представителя допускается (с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных) в том числе по запросу органов дознания и следствия, суда или прокуратуры, а также в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В связи с изложенным Росздравнадзор формулирует вывод о том, что оформление информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство при оказании пациенту платных медицинских услуг без заполнения графы "Фамилия, имя, отчество" является недопустимым (письмо Минздрава России N 17-1/3717-1).

С учетом указанных правовых коллизий вопрос о реальной возможности анонимного предоставления платных медицинских услуг представляется спорным.

Также обращаем внимание, что пациент не вправе требовать оказания ему медицинской помощи за плату анонимно. Предоставление такой помощи может быть осуществлено или не осуществлено исключительно по усмотрению (и на риск) непосредственно медицинской организации, поскольку последняя вправе, как минимум, потребовать пациента предъявить паспорт для заключения договора об оказании платных медицинских услуг (потому что он является стороной такого договора и управомочена при его заключении удостовериться в личности пациента, как контрагента (второй стороны) по договору).