Профессор Вадим Анатольевич Попов: «Самое важное в лечении ковида - идти на шаг впереди пневмонии»

Профессор Вадим Анатольевич Попов: «Самое важное в лечении ковида - идти на шаг впереди пневмонии»

«Костяк» 4-го инфекционного отделения госпиталя COVID-19 НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского сформирован в основном из кардиохирургов Центра. По мнению заведующего отделением, кардиохирурга, д.м.н., профессора Вадима Анатольевича Попова, именно врачам его специальности наиболее близки вопросы, связанные с лечением тяжелых больных с COVID-19, нуждающихся в особенном подходе. У пациентов, перенесших тяжелые операции на сердце, и у пациентов с вирусной пневмонией проблемы часто схожи. Дыхательная недостаточность и возникающие метаболические расстройства в обоих случаях требуют индивидуального подхода и лечения.

«Структура нашего госпиталя организована очень грамотно, - говорит профессор Попов. - На 12 этаже - реанимация, у нас на 10-м – самые возрастные и тяжелые больные (и в плане пневмонии, и по общесоматическому статусу); часть этажа выделена под палаты интенсивной терапии с возможностью ИВЛ и неинвазивных методов дыхательной поддержки. Когда пациентам становится легче, их переводят в другие инфекционные отделения - на 9, 8 или 7 этаже.

Принципиально важно, что все отделения активно взаимодействуют между собой. Логичная структура, хорошая связь между заведующими, высокая квалификация врачей, командный принцип работы, ежедневные селекторные совещания - все это помогает правильно распределить силы и использовать для борьбы с вирусом «коллективный разум». Принимая решение о ведении конкретного пациента, мы учитываем большое количество составляющих - данные исследований, клиническую картину, мнение коллег, собственные опыт и интуицию.

Замечу также, что в Центре имени Вишневского всегда умели лечить инфекции (традиционно сильный Отдел ран и раневых инфекций), септические и гипоксические состояния. Благодаря всему этому в совокупности наш Центр теперь приобрел авторитет и в области лечения COVID-19.

Вирус, с которым мы имеем дело, - странный, если можно так выразиться. У него достаточно длительный инкубационный период, большое количество асимптомных форм, и в то же время он очень вирулентен. Основным методом диагностики СOVID-19 является компьютерная томография, и у большинства больных картина КТ соответствует клинической. Но встречаются ситуации, когда у человека на КТ - тяжелейшая пневмония, а клинически он достаточно хорошо компенсирован. Бывает и наоборот - больному плохо, а на КТ нарушения гораздо менее серьезные.

Один пациент справляется с болезнью достаточно быстро и без осложнений, у другого возникает опасная гипериммунная реакция. Конечно, многое зависит от массивности инвазии («вирусной нагрузки»), сопутствующих заболеваний, возраста и многих других факторов, однако все причины индивидуальной чувствительности к данному вирусу остаются неясными. Мы постоянно следим за актуальными научными публикациями по этой теме, но мнения о первопричинах таких различий порой диаметрально противоположны.

Вопросов очень много. Вероятно, ответы мировому медицинскому сообществу придется искать довольно долго и найти будет не очень легко. Но некоторые закономерности, на наш взгляд, уже очевидны. Необходимая терапия должна назначаться на ранних стадиях и быть строго индивидуальной. Важно не дожидаться развернутой гипоксии, и, если не удается стабилизировать ситуацию с помощью простой кислородной поддержки, пациента нужно как можно быстрее переводить на инвазивные методы вентиляции легких. Это позволяет предотвратить многие тяжелые осложнения.

То есть главный вывод, к которому мы пришли, можно, пожалуй, сформулировать так: самое важное в лечении ковида - идти на шаг впереди пневмонии. И мы стараемся опережать ее. Очень отрадно, что в отделении хорошо работает командный принцип, который является основным для лечения пациентов кардиохирургического профиля. И мы гордимся тем, что нам выпала честь и возможность помочь этим тяжелым, страдающим от гипоксии пациентам».