Органосохраняющая операция при раке молочной железы у молодой пациентки в НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского

Органосохраняющая операция при раке молочной железы у молодой пациентки в НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского

Как и многие заболевания, рак молочной железы помолодел. Все чаще специалистам приходится наблюдать злокачественные образования у женщин 25-35 лет, - прежде для этой возрастной группы такая проблема была не характерна.

Это накладывает особую ответственность не только на врачей, но и на самих пациенток, которые должны научиться как можно раньше проявлять онкологическую настороженность.



Пациент, диагноз

Пациентка 32 лет. Диагноз: рак левой молочной железы, T2N1M0 IIb стадия. Люминальный В тип. Состояние после неоадъювантной полихимиотерапии (НАПХТ).


Как развивались события

К нам на консультацию обратилась пациентка с жалобами на образование в левой молочной железе.

Выполнено маммографическое исследование (ММГ): в верхне-наружном квадранте - опухоль размером 2,7х2,5 см, с неровными, нечеткими границами, разнокалиберные микрокальцинаты в центре образования.

УЗИ молочных желез: образование левой молочной железы 2,5х2,6х2,5 см, расположенное в верхне-наружном квадранте, с нечеткими контурами, с признаками васкуляризации. Аксиллярные лимфоузлы увеличены до 2 см, измененные - 2 лимфоузла с признаками метастатического поражения (mts).

Гистологическое заключение по результатам core-биопсии: инфильтративный рак неспецифического типа II степени злокачественности. Иммуногистохимическое исследование (ИГХ): РЭ - 8, РП - 6, Ki-67 - 70%, Her статус негативный.

Тонкоигольная аспирационная биопсия (ТАБ) аксиллярного лимфоузла – признаки mts рака молочной железы.

Мутаций генов BRCA I, II не выявлено.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ КТ) – признаки опухолевого образования левой молочной железы, аксиллярной лимфаденопатии.


Как принималось решение

Учитывая данные обследований, стадию заболевания, гистологическое заключение, ИГХ тип опухоли, возраст пациентки, было принято решение назначить на первом этапе лечения 6 курсов неоадъювантной полихимиотерапии (НАПХТ).

Пациентке выполнена разметка опухоли. Процедура проводится под ММГ специальным внутритканевым маркером, - он представляет собой мельчайшую металлическую скобку, которую располагают в зоне интереса из пистолета. Это делается для того, чтобы точно обозначить зону опухоли в целях контроля за ней в период проведения ХТ-лечения, а в дальнейшем для максимально точного хирургического вмешательства. Такая манипуляция - необходимый этап комплексного лечения новообразования и крайне актуальна в случае его полного регресса.

После 3 курсов НАПХТ отмечена положительная динамика: по данным ММГ размер опухолевого узла уменьшился до 1,7х2 см. После 6 курсов: ММГ - 1,2 х 1,5 см, УЗИ молочных желез – размер опухолевого узла до 1,5 см в диаметре. Регионарные лимфоузлы без особенностей.

После проведения химиотерапии планировалось хирургическое лечение. Учитывая положительный результат НАПХТ, предоперационную разметку опухоли и возраст пациентки, было принято решение выполнить органосохраняющее оперативное вмешательство в объеме радикальной резекции.


Риски и особенности ситуации

Особенности ситуации были связаны прежде всего с возрастом больной. Когда речь идет о таких молодых женщинах, существенным критерием успеха хирургического вмешательства становится еще и должный косметический эффект. Конечно, медицинская сторона вопроса приоритетна, однако неудовлетворительный эстетический результат способен заметно снизить качество жизни и самооценку.


Суть вмешательства

Интраоперационно выполнена оценка «чистоты» краев резекции с их срочным гистологическим исследованием; клипировано операционное ложе для дальнейшего проведения лучевой терапии. Из отдельного доступа проведена лимфаденэктомия (удалено 11 лимфоузлов).

Плановое послеоперационное гистологическое исследование: резидуальная опухоль в виде единичных структур инвазивной карциномы неспецифического типа. Опухолевые клетки с выраженными дистрофическими изменениями. Максимальный размер инвазивного рака составляет 1,0 см в диаметре. В краях резекции без признаков опухолевого роста. В 10 лимфоузлах без метастазов, в одном - признаки полного лечебного патоморфоза.

В дальнейшем пациентке была проведена лучевая терапия. В настоящее время она получает гормонотерапию. Срок наблюдения - 1 год.

На очередном осмотре в июле 2020 года проведены ММГ, УЗИ молочных желез, ПЭТ КТ – без особенностей.



Комментарий хирурга
Наталья Юрьевна Германович, кандидат медицинских наук, маммолог-онколог, врач-хирург хирургического торакального отделения

«К сожалению, в последнее время мы все чаще имеем дело с пациентками 25-35 лет. У молодых женщин совсем маленькие дети, либо они планируют беременность, - и это вносит серьезные нюансы в работу специалиста. В частности, особую актуальность приобретает тема органосохраняющих операций.

Нужно заметить, что еще лет 15 назад больные с опухолями молочных желез сразу отправлялись на операционный стол. Теперь ситуация изменилась принципиально, и благодаря современным методам обследования все решается индивидуально. Опухоли определенного типа, клиническая стадия онкологического процесса предусматривают на первом этапе назначение неоадъювантной химиотерапии. Случай, с которым мы имели дело, - как раз такой. Объем оперативного вмешательства у нашей пациентки оказался бы гораздо больше, если бы не проведенное предварительно химиотерапевтическое лечение.

Таким образом, речь идет о ярком примере современного индивидуального подхода: после обследования мы подобрали химиотерапию, затем обсудили вместе с пациенткой два вида хирургического вмешательства, которые были показаны. Первый - подкожная мастэктомия с имплантом (удаление тканей молочной железы с последующей установкой импланта). Второй - радикальная резекция пораженного участка и лимфоузлов с сохранением здоровых тканей молочной железы. Мы учли благоприятные результаты химиотерапии, возраст и пожелания пациентки и пришли к выводу, что предпочтительнее органосохраняющая операция. Ее мы и провели.

 


Еще один актуальный момент. Мы всегда стремимся объяснить пациенткам, насколько важно правильно вести себя после операции. Конечно, нельзя погружаться в болезнь. Конечно, нужно жить полноценной жизнью. Но при этом совершенно необходимо контролировать ситуацию! Даже при самом безоблачном прогнозе следует регулярно приходить на обследования. К сожалению, некоторые пациентки действуют по принципу - удалил и забыл. Им кажется, что так они быстрее вернутся «в строй». Но рак - это хроническое заболевание, и исходить нужно из этого. Только когда пациентки соблюдают все предписания, им можно своевременно помочь, если возникнет рецидив опухоли. К счастью, многие с военной четкостью выполняют рекомендации врача. Но, увы, более чем достаточно и тех, кто проявляет непростительную беспечность.

Своих больных после операции я предпочитаю контролировать сама, - мне так спокойнее. К счастью, наша молодая пациентка ведет себя разумно и дисциплинированно. Прогноз в ее случае благоприятный. Она активно работает и воспитывает двух замечательных сыновей».



Операционная бригада

Оператор: Н.Ю. Германович

Ассистент: Г.А. Вишневская

Анестезиолог: Т.Н. Хлань

Операционная сестра: И.А. Егорова