Гибридная хирургия: невозможное возможно? Выход из патовой ситуации находят те, кто не боится его искать

Гибридная хирургия: невозможное возможно? Выход из патовой ситуации находят те, кто не боится его искать

О гибридном хирургическом вмешательстве особой сложности хирурги ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского» Минздрава РФ рассказали изданию «Медицинская газета».

Специалисты Национального медицинского исследовательского центра хирургии им. А.В.Вишневского впервые в России выполнили гибридное хирургическое вмешательство особой сложности. За время одной пролонгированной анестезии они провели не две, как в стандартной гибридной хирургии, а три разные операции: по поводу критического стеноза аортального клапана, критических сужений ствола левой коронарной артерии, передней нисходящей и огибающей артерий, а также рака желудка. Пойти на столь неординарный и смелый шаг врачей заставила уникальность ситуации. Все три заболевания, которыми страдала 72-летняя женщина, угрожали её жизни в равной мере. При этом в хирургическом плане они оказались «несовместимыми»: попытка отдельно выполнить хотя бы одну из трёх необходимых ей операций могла завершиться гибелью пациентки.

Из-за серьёзной болезни сердца женщина не выдержала бы большую открытую операцию по поводу рака желудка. Чтобы устранить аортальный стеноз и восстановить проходимость коронарных артерий, необходимо было выполнить хирургическое протезирование аортального клапана и операцию аорто-коронарного шунтирования. Однако и здесь возникло препятствие: после операций на сердце и сосудах пациентам сразу же назначают антиагрегантные препараты, а при раке желудка это неизбежно вызовет внутреннее кровотечение.

- Мы были в той ситуации, когда кажется, что у задачи нет решения. Но, если поддаться отчаянию, не будет прогресса в медицине. Надо преодолеть страх, трезво взвесить свои возможности и использовать весь накопленный опыт, - говорит заместитель директора НМИЦХ им. А.В. Вишневского, руководитель Центра рентгенэндоваскулярной хирургии, академик РАН Баграт Алекян.

Врачебный консилиум Центра Вишневского принял решение, которое было единственно возможным: в связи с высоким хирургическим риском отказаться от проведения открытых хирургических вмешательств на аортальном клапане и коронарных артериях, а выполнить эндоваскулярную транскатетерную имплантацию аортального клапана и стентирование коронарных артерий, после чего - открытую операцию на желудке. И главное - предполагалось все три операции сделать за время одной анестезии. Заранее было просчитано всё до мелочей: последовательность и длительность каждого этапа, возможные осложнения, действия в нештатных ситуациях.

- В нашей практике часто бывает, что мы сначала отправляем онкологических больных, у которых есть патология каротидных либо коронарных сосудов, на коррекцию к сосудистым или рентгенэндоваскулярным хирургам, благо в Центре Вишневского есть такие отделения. И уже после этого, через несколько дней берём их на операцию по поводу онкологического заболевания. Тем самым мы минимизируем риски, связанные с сосудами и сердцем. Но подобная схема применяется в стандартных ситуациях, а в данном случае ситуация была нестандартная, и она потребовала нестандартного решения, - поясняет руководитель отделения реконструктивной хирургии пищевода и желудка НМИЦХ им. А.В.Вишневского, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Ручкин.

Утром в назначенный день больную взяли в рентгеноперационнную, дали наркоз и ввели дозу антиагрегантов. Сначала выполнили стентирование коронарных сосудов. Убедившись в том, что первый этап завершился благополучно, сразу перешли ко второй операции - эндоваскулярному протезированию аортального клапана. Всё это в общей сложности заняло у хирургов три часа. После этого пациентку, не выводя из наркоза, перевезли в реанимацию, где в течение двух часов понаблюдали за её состоянием. Наконец, следующим этапом в абдоминальной операционной провели четырёхчасовое открытое хирургическое вмешательство - удалили поражённый опухолью желудок и сформировали новый из фрагмента тонкого кишечника.

Пациентка была выписана из стационара через десять дней в удовлетворительном состоянии. Профессор Ручкин акцентирует внимание на важности именно командной работы в разделе хирургии особой сложности. Успешный результат в значительной степени был обусловлен не только мастерством хирургов, но также анестезиологов, сумевших безупречно провести длительный наркоз, и реаниматологов, которые справились со всеми трудностями послеоперационного периода.

Как подчёркивает Б.Г.Алекян, данный случай - не просто гибридная хирургия в чистом виде, когда для оперативного лечения одного пациента используются разные подходы - открытое вмешательство и эндоваскулярное. Это был максимально сложный вариант «гибрида», поскольку одномоментно проводились разные операции по поводу разных заболеваний.

- Разумеется, браться за выполнение подобных операций можно только в крупных клиниках, где есть отделения и специалисты разных профилей, дополняющие друг друга. В этом и заключается «фишка» федерального центра хирургии: мы не должны «сортировать» пациентов и заниматься только чем-то одним. К примеру, хирургией только сосудов мозга, или только сосудов сердца, или сосудов ног. Мы должны и будем заниматься и тем, и другим, и третьим, да ещё в сочетании с другими заболеваниями, в том числе онкологическими. Как было в данном случае. Только при такой организации работы хирургической службы «отказных» пациентов будет всё меньше и меньше, - считает академик Алекян.

Источник: http://www.mgzt.ru/content/gibridnaya-khirurgiya-nevozmozhnoe-vozmozhno