75-летие Победы. Военная история моей семьи: Григорий Григорьевич Кармазановский

75-летие Победы. Военная история моей семьи: Григорий Григорьевич Кармазановский

«Военная история моей семьи» - так называется наш проект, посвященный 75-летию Победы. В этот юбилейный год вишневцы - сотрудники НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского - рассказывают о своих близких родственниках старших поколений, которые прошли Великую Отечественную войну.

Это теплые, захватывающие и в то же время очень драматичные повествования, основанные на семейных воспоминаниях.



Заведующий отделом, врач-рентгенолог академик РАН, профессор

Мой дед Петр Андреевич Кармазановский, 1906 года рождения, в годы войны был, очевидно, мужчиной крепким, раз прослужил несколько лет помощником пулеметчика. В его обязанности входило тащить станину станкового пулемета. «Железка» эта, по словам деда, весила не менее двух пудов. Так что до Будапешта и до Праги нес он свою станину и в жару, и в холод.

У деда было несколько медалей. Те, на которых было написано «За взятие…», особого моего интереса в детстве не вызывали, а вот одна очень привлекала - «За отвагу». И сама медаль была красивой, но больше всего нравились именно эти слова на ее лицевой стороне – за отвагу.

Помню, я все допытывался, какую такую отвагу дед проявил, если не сам стрелял, а был лишь «помощником у пулеметчика».

Он смеялся и гладил меня по голове.

А когда я стал старше, однажды произошел у нас разговор. Дед рассказал, что за все время войны к этой медали его представляли трижды. Но два раза он ее так и не получил, потому что в первый раз документы затерялись, а во второй раз велели идти в штаб полка за наградой. «Прихожу туда, - рассказывал дед, - а вместо блиндажа лишь воронка зияет».

Я даже расстроился за деда, а он смеется и говорит: «Ну пришел бы я чуть раньше, и что тогда!».

Но последнюю, третью медаль, он все же получил. Я спросил, за что. «За взятие города N, в Чехословакии», - быстро и четко ответил дед. Меня всегда поражала его память на цифры, события и даты. Человек окончил четыре класса сельской школы, а рассказывать мог часами – складно и, главное, правдиво.

Еще при жизни деда я сделал своеобразный «иконостас». Собрал все боевые и юбилейные награды на картонку, обтянутую зеленой тканью, и повесил в его деревенской хате на почетное место. Дед моей работой гордился и показывал гостям, подчеркивая, что это придумал и соорудил я.

Медаль «За отвагу» имела особое почетное место. Даже более почетное, чем Орден Отечественной войны II степени.


Дед прожил долгую жизнь и ушел, когда ему было 84 года.

И вот в 2015-м, в канун 70-летия Победы, приходит ко мне сотрудница и говорит, что есть сайт, где по фамилии фронтовика можно найти фотокопии наградных документов, если боевые награды имеются.

Открыл сайт, ввел фамилию и имя деда. А через несколько секунд увидел текст на пожелтевшей бумаге, где пляшущими буквами армейской канцелярской машинки напечатано название того чехословацкого города и дана четкая формулировка подвига, за который дед и получил свою боевую медаль.

Я изучал на экране компьютера текст 1944 года и ощущал, что как бы перемещаюсь по шкале времени. В то время, в котором жил и воевал мой дед Петро.

Выписка из приказа о награждении


Мой дед Петр Андреевич Кармазановский в 70-летнем возрасте