«Ел и пил без остановки»

«Ел и пил без остановки»
Новости Центра - «Ел и пил без остановки»

Что общего между системой отдыха «всё включено» и панкреатитом?

Поджелудочная железа - маленький орган весом всего 180 граммов, при этом способный причинять человеку невыносимые страдания. За что она нас «наказывает»? Как лечат панкреатит? И можно ли доверять рекламе лекарств «от переедания»?

Слово - заведующему абдоминальным отделением Национального медицинского исследовательского центра хирургии им. А.В.Вишневского, доктору медицинских наук, профессору, лауреату премий правительств России и Москвы Андрею Германовичу Кригеру.

- Андрей Германович, какую роль в организме играет поджелудочная железа?

- Поджелудочная железа (ПЖ) выполняет две очень важные функции. Она вырабатывает инсулин, который обеспечивает углеводный обмен в организме человека, и продуцирует пищеварительные ферменты, обеспечивающие переваривание всего, съеденного человеком. При нарушении первой функции развивается сахарный диабет. А в результате воспалительных изменений ПЖ нарушается её вторая функция - секреция пищеварительных ферментов, что приводит к серьёзным нарушениям пищеварения, истощению человека.

- Диагноз «панкреатит» бывает в двух вариантах: «хронический» и «острый». В чём разница между ними?

- При хроническом панкреатите происходит постепенное угасание функции ПЖ, медленное разрушение её тканей и замещение их грубыми рубцами. Хронический панкреатит протекает годами, периоды обострения заболевания чередуются временным стиханием болевых ощущений.

В то время как острый панкреатит протекает совершено по-другому - стремительно. В подавляющем большинстве случаев это реакция железы на какую-то пищевую агрессию: либо на большую алкогольную нагрузку, либо на грубую погрешность в диете. Поджелудочная железа такой обиды не прощает, её ферментативная активность буквально вспыхивает, она начинает переваривать и саму себя, и окружающие ткани. Данное состояние развивается стремительно, в течение нескольких часов и привести к самым печальным последствиям - развитию панкреонекроза, тяжелейшего состояния, при котором, к сожалению, человек может погибнуть, несмотря на все усилия врачей.

- Правда ли, что панкреатит развивается на фоне психологического стресса? Сегодня многие болезни принято объяснять именно этой причиной…

- Неправда. Наш эмоциональный статус не имеет никакого отношения к ПЖ. Если только человек не пытается справляться со стрессом с помощью алкоголя.

- Заболеваемость панкреатитом растёт, или она стабильна во все времена?

- Растёт. И хроническим, и острым.

- В связи с чем? Россияне стали лучше питаться или больше пьянствовать?

- «Лучше питаться» в данном случае надо понимать в противоположном смысле: сегодня более высокие доходы и многообразие продуктов в магазинах позволяют людям без ограничений покупать и есть то, что совсем не полезно для ПЖ: копчёности, жирную пищу, много сладкого, острого. Ну и, конечно, на рост заболеваемости влияет высокое потребление алкоголя, особенно низкого качества, суррогатов.

- Давайте уточним, иначе ваши слова могут быть многими восприняты буквально: от хорошего коньяка или вина поджелудочная железа не страдает? Или всё-таки надо знать меру, можно и на хорошем алкоголе панкреонекроз заработать?

- Именно так, во всём нужна мера. Классический пример: каждый год в отпускной сезон к нам поступают пациенты, вернувшиеся с зарубежных курортов, где они отдыхали по системе «всё включено». Человек две недели ел и выпивал практически без остановки, и ПЖ не выдержала. Или просто однократно хорошо выпил и закусил каким-то экзотическим, очень острым блюдом - этого достаточно, чтобы развился панкреонекроз.

То есть один человек может крепко выпивать всю жизнь и не заболеть, а другому для возникновения острого панкреатита достаточно однократного приёма алкоголя. Кому как повезёт, и в этом одна из загадок «поведения» ПЖ.

- Как проявляет себя хронический панкреатит?

- Панкреатит имеет специфичные симптомы, его трудно с чем-то спутать. Пациенты жалуются на боли опоясывающего характера в верхней части живота, которые возникают чаще всего после нарушений диеты. И поскольку ПЖ находится позади желудка, прилежит к задней стенке живота прямо на позвоночнике, боли нередко отдают в спину.

Но! Подобные боли даёт и остеохондроз. Это – одна из частых масок хронического панкреатита, которая нередко вводит и самого человека, и врача, к которому он обратился, в заблуждение. Вот почему ставить диагноз «панкреатит» можно только на основании целого комплекса обследований и ещё ряда факторов, в том числе - отношения пациента к алкоголю. Если человек признаётся, что имеет пристрастие к алкоголю, и у него появились боли опоясывающего характера, то в первую очередь следует думать о заболевании поджелудочной железы, а не об остеохондрозе.

- А были ли в вашей практике пациенты, которые либо сами себе ставили диагноз «остеохондроз», либо их плохо обследовали и долго лечили от «хондроза» в то время, как у человека прогрессировал панкреатит? Или хуже того - рак поджелудочной железы?

- К сожалению, были и много. Очень плохо, когда заболев, люди не обращаются к специалистам. Ещё хуже, когда в диагнозе ошибается врач.

- Тогда давайте скажем, каким должен быть алгоритм обследования, если есть подозрение на заболевание поджелудочной железы.

- Самое главное: общий анализ крови, фиброгастроскопия не имеют высокой диагностической ценности для выявления хронического панкреатита. Только методы лучевой диагностики! Первый диагностический шаг - ультразвуковое исследование, это самый доступный метод. Единственный его «минус» заключается в том, что, к сожалению, УЗИ обладает большой операторо-зависимостью, то есть трактовка информации существенно зависит от профессиональных навыков специалиста, выполняющего исследование.

Если при ультразвуковом исследовании врач находит проявления хронического панкреатита - камни, постнекротические кисты, расширение панкреатического протока, - в этом случае обязательно нужно сделать следующий шаг, пройти компьютерную или магнитно-резонансную томографию. Эти методы обследования позволяют абсолютно точно поставить диагноз «хронический панкреатит» и определить наличие его осложнений.

Наконец, третий шаг - с результатами обследования пациент должен идти к врачу, чтобы тот определил тактику лечения.

- Сразу к хирургу? Или сначала к гастроэнтерологу?

- Очень правильный вопрос. Хронический панкреатит далеко не всегда нуждается в хирургическом лечении. Большинство людей с таким диагнозом наблюдаются и лечатся у врача-гастроэнтеролога. Если речь идёт только о нарушении пищеварительной функции железы и незначительном болевом синдроме, гастроэнтеролог назначает диету и заместительную терапию ферментными препаратами, реже - физиотерапию. Гастроэнтеролог может годами с хорошим эффектом лечить таких пациентов.

Однако когда появляются так называемые хирургические осложнения - вирсунголитиаз или попросту камни в ПЖ, постнекротические кисты, а тем более механическая желтуха, и всё это сопровождается постоянными сильными болями - никакие терапевтические меры уже не могут давать хорошего эффекта. В этом случае пациенту прямой путь к хирургу.

Однако когда появляются так называемые хирургические осложнения - вирсунголитиаз или попросту камни в ПЖ, постнекротические кисты, а тем более механическая желтуха, и всё это сопровождается постоянными сильными болями - никакие терапевтические меры уже не могут давать хорошего эффекта. В этом случае пациенту прямой путь к хирургу.

- Подходы к хирургическому лечению заболеваний ПЖ меняются. Ещё недавно, практически всех больных оперировали «открытым» способом, а сегодня у значительной части пациентов можно обойтись без операции в привычном понимании этого слова, а выполнить эндоскопические варианты хирургических вмешательств. Как это выглядит? В руках хирурга не скальпель, а такой же гибкий эндоскоп, какой используется во время фиброгастроскопии. Врач подводит эндоскоп к ПЖ, и с его помощью устанавливает стенты в протоки железы, и тем самым восстанавливает их проходимость. Таким же образом можно извлекать мелкие камни из протоков железы или пунктировать кисту. То есть это тоже операция, но без разрезов и швов.

Хочу подчеркнуть, что для человека, страдающего панкреатитом, оптимальный вариант - лечиться в специализированном отделении.

- Что значит - специализированном?

- Это отделение, основной профиль которого - именно лечение заболеваний ПЖ, как хирургическими, так и эндоскопическими методами. В нашем профессиональном «панкреатологическом мире» есть термин «защитный эффект клиники большого объёма». Считается, что, если за год в клинике выполняется 50 больших операций на ПЖ при хроническом панкреатите, раке ПЖ - это клиника большого объёма. Если таких операций делается меньше - нет того самого «защитного эффекта», то есть опыта, который обеспечивает высокие результаты. К примеру, у нас в отделении в год выполняется более 100 таких операций.

Но это ёще не всё. Кроме хирургов в клинике должны быть грамотные лучевые диагносты, которые при УЗИ, на снимках КТ или МРТ видят не только грубые проявления заболеваний ПЖ, но и обнаруживают мельчайшие детали заболевания. Они способны различить на снимке осложнения хронического панкреатита, рак ПЖ, отличить кистозную опухоль ПЖ от постнекротической кисты. От точности диагностики различных заболеваний ПЖ зависит жизнь пациента, потому что методы лечения могут быть совершенно разные.

И ещё одно важное звено в специализированной клинике хирургии поджелудочной железы - анестезиологи и реаниматологи, которые умеют мгновенно реагировать на осложнения во время и после операций на поджелудочной железе.

- Почему это так важно?

- Операции на ПЖ технически очень непростые не только из-за её неудобного анатомического расположения. Беда заключается в том, что пищеварительные ферменты, которые она вырабатывает, в послеоперационном периоде работают против пациента и хирурга. В этом отличие ПЖ от других органов, которые во время и после операций ведут себя «покладисто». Поджелудочная железа реагирует на операционную травму очень бурно, хуже, чем на водку. В ответ на хирургическое вмешательство в ближайшие часы после операции может развиться панкреонекроз, и сделать с этим ничего нельзя, полностью предотвратить невозможно, несмотря на комплекс медикаментозной профилактики, которую проводят перед операцией. Это колоссальная проблема всей мировой хирургии поджелудочной железы, которую пока не удаётся решить. Показатель осложнений после операций на ПЖ, равный 30-40 %, считается очень хорошим результатом, который можно достичь только в специализированном центре при очень большом опыте выполнения таких операций.

- Что происходит во время операции?

- При хроническом панкреатите мы восстанавливаем проходимость протоков ПЖ, убираем камни и кисты, делаем резекцию, то есть удаляем часть железы. При раке ПЖ выполняем резекцию значительной части органа, а при запущенных опухолях объём операции очень большой: полностью удаляем ПЖ вместе с двенадцатиперстной кишкой и частью тощей кишки. Функцию удалённой железы в этом случае пожизненно замещают лекарственными препаратами - ферментами и инсулином.

- Кстати, о ферментных препаратах. Увлечение ими абсолютно безопасно или же нет? Вопрос не случайный: уж очень активно телевизионная реклама предлагает принимать после сытного обеда препарат, который, якобы, «для желудка незаменим». Как вы к этому относитесь?

- Вы привели очень удачный пример. За размещение такой рекламы я бы строго наказал тех, кто это делает. Ни в коем случае не надо после переедания просто так, на всякий случай принимать ферментные препараты, потому что ПЖ сама знает, сколько и каких именно ферментов ей надо выделить! А когда вы принимаете ферментный препарат, тем более такой низкокачественный, как тот, что рекламируется, железа начинает хуже работать. Она «ленится», потому что вы пытаетесь заместить её функцию, хотя этого не требуется.

Запомните: если вы не страдаете хроническим панкреатитом, и такие лекарства вам не назначил врач, то принимать ферменты не надо.

- Андрей Германович, самый главный вопрос - возможна ли профилактика заболеваний поджелудочной железы?

- Соблюдение диеты и сдержанность в отношении алкоголя - вот главные меры профилактики. Других не существует.