День медика: вишневцы говорят о том, что считают в своей работе главным

День медика: вишневцы говорят о том, что считают в своей работе главным

По традиции в третье воскресенье июня отмечается День медицинского работника. Встречая свой профессиональный праздник, ведущие специалисты НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского говорят о том, что считают в своей работе главным.
Как бы ни расставляли акценты вишневцы, совершенно очевидно, насколько высокие требования предъявляют они к себе и насколько безусловным считают правило делать для каждого пациента все возможное и невозможное. А для пациента это и есть главное.



Андрей Анатольевич Алексеев, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора по инновационному развитию и международному сотрудничеству, руководитель Ожогового центра, главный комбустиолог Минздрава России


Что главное в работе комбустиолога?
Как и для врача любой другой специальности, - сострадание и профессионализм. Однако, когда речь идет о тяжелых больных с обширными ожогами, важность этого возрастает многократно. Почему? Травма, особенно тяжелая, всегда катастрофа для человека и его близких. Они ждут не только помощи медицинской, но психологической поддержки, а при угрозе жизни - буквально чуда. Современные технологии, знания и профессиональные навыки, которыми владеют врачи нашего Ожогового центра, позволяют им в тесном сотрудничестве с коллегами смежных хирургических, и не только, направлений и специальностей спасать большинство пострадавших. Даже в тех случаях, в которых еще десять лет назад это было невозможно. Но это очень долгий, непростой путь борьбы за каждого пациента. Путь, требующий от всего персонала немалых сил и терпения. Но когда - после порой многих месяцев упорной работы - мы видим нашего недавнего больного «на ногах», это праздник, к которому мы всегда стремимся.



Багавдин Гаджиевич Ахмедов, профессор, доктор медицинских наук, заведующий отделением травматологии и ортопедии


Что главное в работе травматолога?
Любить пациента. От природы иметь навыки работы руками - я бы сказал, обладать качествами часового мастера, который способен иметь дело с тончайшими механизмами. Знать биомеханику, хранить в своей оперативной памяти четкие 3D-изображения костей и суставов.
Очень важно, чтобы голова была «холодной», - это помогает не теряться в критических ситуациях, а травматолог оказывается в них довольно часто. И, каким бы опытом и знаниями ты ни обладал, - не стесняться спрашивать совета у коллег.



Мадина Валерьевна Кадырова, кандидат медицинских наук, заведующая отделением ультразвуковой диагностики


Что главное в работе специалиста в области ультразвуковой диагностики?
Каждый день к нам обращаются десятки пациентов с различными заболеваниями. Специалисты отделения ультразвуковой диагностики являются профессионалами своего дела. Но каждый пациент – это отдельно взятая судьба. И очень часто, наряду с правильным диагнозом, от нас ждут поддержки и совета. Это накладывает на врачей отделения огромную ответственность, ведь порою наша доброжелательность, готовность помочь играет важную роль в лечении пациентов. Поэтому я считаю, что врач ультразвуковой диагностики должен быть добрым, отзывчивым, неравнодушным. Очень хочется, чтобы наш ультразвуковой луч стал лучом надежды для каждого, кто обращается к нам за помощью.



Григорий Григорьевич Кармазановский, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук, руководитель Отдела лучевых методов диагностики


Что главное в работе лучевого диагноста?
Когда садится авиалайнер, пассажиры аплодируют пилоту, не задумываясь о том, что мягкую посадку обеспечивает много разных служб. В хирургии примерно так же. Пациенты по праву восхищаются хирургом, часто оставляя «за кадром» других членов команды.
Я сравниваю лучевых диагностов с авиадиспетчерами, которые прокладывают самолету верный курс. Да, хирург способен сделать операцию и без данных лучевой диагностики, но она может стать более продолжительной, травматичной и непредсказуемой.
В мои молодые годы отличники-мальчики в медицинском институте хотели быть хирургами, а отличницы-девочки - гинекологами. Лучевым диагностом не хотел быть никто. Но в итоге получается как в старом детском стихотворении - «все работы хороши». С возрастом понимаешь свое место в жизни и находишь достоинства в профессии диспетчера, тем более что сегодня ее значимость кратно выросла.
Лучевой диагност должен не просто знать огромное количество нозологических форм, но и уметь донести до хирургов нужную информацию. При этом чрезвычайно важно не пропустить ни одного нюанса, который способен проявиться во время операции и повлиять на ее исход.
Иными словами, главное в работе лучевого диагноста - быть блестящим диспетчером. Знающим, зорким, неутомимым, надежным, дипломатичным. А оставаться за кадром - нам не привыкать.



Андрей Германович Кригер, профессор, доктор медицинских наук, заведующий отделением абдоминальной хирургии


Что главное в работе абдоминального хирурга?
Если во многих областях хирургии операция, выполненная высококвалифицированным хирургом, может надежно помочь человеку справиться с болезнью, то наша работа имеет свою специфику. В частности, она связана с лечением заболеваний поджелудочной железы. Функциональные особенности поджелудочной железы таковы, что даже идеально проведенная операция не исключает развития осложнений. Острый панкреатит, который может возникнуть в ближайшие часы после операции, способен омрачить работу абдоминального хирурга. И последний должен быть в любой момент готов к такому сложному стечению обстоятельств и продолжать борьбу за здоровье пациента. Именно поэтому без глубоких профессиональных знаний и преданности своему делу наша работа невозможна.



Алексей Александрович Печетов, кандидат медицинских наук, заведующий хирургическим торакальным отделением


Что главное в работе торакального хирурга?
В работе хирурга и врача вообще не бывает мелочей. А торакальная хирургия - не просто ремесло и наука, но сложнейший раздел медицины. И, если ты специалист в этой области, то можешь помочь многим людям с тяжелыми заболеваниями... Нередко к нам обращаются пациенты, которые могут рассчитывать только на нас.
Недавно к нам поступила молодая пациентка с выраженной деформацией грудной клетки и позвоночника, которая привела, помимо эстетического недуга, к уменьшению дыхательного объема и смещению органов средостения и сердца влево, сделав, по сути, человека инвалидом. Но девочка - настоящий боец, готова перенести еще ряд сложнейших операций, и мы можем ей помочь. И здесь мало блестяще владеть специальностью, - нужно еще и особое трепетное отношение к своей работе, тонкое понимание души и физики тела. Иначе никак.
Это относится не только к больным, которых мы оперируем. Взаимодействие с пациентами проходит в разных форматах - письма, звонки, консультации, в том числе телемедицинские. И хотя речь идет о профессиональной экспертизе с нашей стороны, - для нас она немыслима без личного участия и сопереживания. Это знают коллеги, это чувствуют и ценят пациенты. Вот что главное, как мне кажется, в наш век коммерциализации и виртуального общения.



Вадим Анатольевич Попов, профессор, доктор медицинских наук, руководитель Центра сердечно-сосудистой хирургии


Что главное в работе кардиохирурга?
Все главное. Профессионализм, сострадание к больным, хирургические навыки, владение современными кардиохирургическими технологиями, стрессоустойчивость, креативный опыт, умение работать в команде и многое-многое другое. Это целый набор важнейших компонентов.
При этом кардиохирургия - специфическая специальность, потому что помимо совершенного знания профессии здесь требуются очень широкие знания и умения в смежных областях. Это дает возможность ориентироваться в критических условиях дефицита времени и принимать единственно правильное решение, ведущее к успеху лечения.
Но, пожалуй, самый важный момент - доверие пациента. Если он доверяет тебе свою жизнь, свое сердце, значит ты действительно имеешь право его лечить. Завоевать доверие очень сложно, а потерять очень легко, но терять его мы не имеем права.



Дмитрий Валерьевич Ручкин, профессор, доктор медицинских наук, заведующий отделением реконструктивной хирургии пищевода и желудка


Что главное в хирургии пищевода и желудка?
Хирургия пищевода и желудка, как и вся большая хирургия, на мой взгляд, имеет много общего с большим спортом. Ежедневная самоорганизация и самоограничение, долгие тренировки, большие физические и эмоциональные нагрузки, мотивация на результат. Жизнь хирурга состоит из волевых усилий, терпения и работы над собой. Путь хирурга очень похож на путь профессионального спортсмена (к счастью, карьера в медицине более продолжительная).
С учителями и школами мне всегда везло - начиная с Центральной школы высшего спортивного мастерства, где в юности я занимался боксом, до школы высшего хирургического мастерства Александра Федоровича Черноусова.
Период нашего созревания и становления как хирургов проходил в атмосфере тотального и самозабвенного подражания учителю. Мы фанатично в деталях копировали его технику оперирования, культурную манеру обращения с тканями, всеми правдами и неправдами пытались раздобыть похожие инструменты (помню, как в 96-м году я потратил на немецкие ножницы, иглодержатель Матье и загнутый пинцет последние деньги; кстати, этими модными аксессуарами пользуюсь до сих пор). Культ учителя постепенно перерос в культ профессии.
Копируя стиль наставников, мы отрабатывали технику оперирования годами. Сначала это была «начальная» школа оттачивания навыков ремесла – «кройки и шитья». А уже потом, много позже появились свои собственные эстетические воззрения на эту хирургию, на ее «высокий» стиль, были разработаны новые оперативные приемы и варианты операций и т.д.
Успех любого вмешательства на пищеводе и желудке зиждется на исполнительском мастерстве и состоит в безупречном техническом выполнении оперативного приема. Нас учили, что оперировать надо так, чтобы картинка в ране максимально походила на таковую в хорошем хирургическом атласе. Я стараюсь не уходить из операционной, не удовлетворившись тем, что сделал.
Молодежь, воодушевленная ореолом нашей профессии, должна понимать, что это путь непрерывного, упорного и даже муторного самосовершенствования. Эта профессия требует от врача жестких требований к себе, отчасти напоминающих самурайский кодекс. Зная по себе цену этого пути, я никогда не требую его повторения от других. Все, на самом деле, проще - чтобы стать хорошим хирургом, надо лишь по-настоящему этого захотеть и найти, у кого этому научиться.



Федор Митрофанович Семенов, кандидат медицинских наук, главный врач


Что главное в работе главного врача федерального медицинского центра?
Как для любого врача, главное - здоровье пациента, только в случае главного врача речь идет об организации многих процессов, которые с этим связаны.
В нашем Центре принят пациент-ориентированный курс, цель которого - своевременно и правильно ориентировать работу врачебного состава в части выбора практики и объема медицинской помощи. Для пациента это значит - минимальный предоперационный период, минимум осложнений, ранняя реабилитация, максимум внимания в послеоперационном периоде.
Существенную роль играют здесь три постоянно действующих консилиума - сердечно-сосудистый, абдоминальный, онкологический. Они позволяют выявить проблемы, которые не были определены у пациента на догоспитальном этапе по месту жительства и верно построить лечебно-диагностический процесс. Это дает больному возможность получить в одну госпитализацию несколько операций на различных органах и системах (при необходимости), что еще пять лет назад было недоступно.

Поскольку пациенты поступают к нам из самых разных уголков страны, одна из задач главного врача - обеспечить четкое и эффективное взаимодействие со специалистами и органами управления здравоохранением в регионах, чтобы больные вовремя получили высококвалифицированную и высокотехнологичную медицинскую помощь.

Если коротко, то зона ответственности главного врача - это стандарты и порядки, что обеспечивает качество и безопасность медицинской деятельности, важной составляющей работы каждого медицинского учреждения. Эта зона ответственности постоянно расширяется, потому что в федеральном медицинском центре все должно быть организовано на самом высоком уровне. И это главное.



Алексей Владимирович Чжао, профессор, доктор медицинских наук, заведующий онкологическим отделением хирургических методов лечения и противоопухолевой лекарственной терапии


Что главное в работе хирурга-гепатолога?
Меланхолик, холерик, флегматик - названия этих типов темперамента («соотношения частей») были описаны еще Гиппократом. И они напрямую связаны с желчью, которую производит печень. Кстати, врачи античности считали этот орган главным для человека.
Современные гепатологи знают, насколько сильно печень влияет на мышление, память, зрение, цвет кожных покровов, состояние многих органов и систем. Так что главное в нашей работе - сделать все для того, чтобы помочь пациенту сохранить здоровье печени и, значит, острое зрение, прекрасную память, ясный ум и бодрое настроение.